Главная :: Статьи :: Ономастика

Ономастика

Ономастика - наука об именах

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами

Ономастика (от греческого "onomastikуs" - искусство давать имена) - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.

В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Направления ономастики

Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Россия, Красное море, Киев, Невский проспект, река Исеть, озеро Байкал, Куликово поле).

Антропонимика – исследует собственные имена людей (Борис Николаевич Ельцин, Иван Калита). Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Космонимика – анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды, Галактика Андромеды)

Астронимика – изучает названия космических объектов, или отдельных небесных светил (Солнце, Луна, Меркурий, комета Галлея, карликовая планета Церера, звезда Сириус).

Зоонимика – занимается собственными именами и кличками животных (Шарик, Мурка, Бритни, Беся, Арнольд, Бекингем).

Хрематонимика – изучает собственные имена предметов материальной культуры (алмаз "Орлов", меч Дюрандаль, пушка "Гамаюн").

Теонимика – изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс).

Карабонимика – изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Память Меркурия). Термин предложил Алексушин взамен предложенным ранее терминам "наутонимика" и "каронимика".

Эргонимика – изучает наименования деловых объединений людей. Например, эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия баров, кафе, парикмахерских, бильярдных клубов, профсоюзов и др.

Прагмонимика – изучает наименования различных видов товаров. Например, парфюнонимы - названия парфюмерной продукции, ароматов ("Chanel", "J'adore","Lauren"), чоконимы - названия шоколадной продукции ("Кара-Кум", "Метелица")

Функции ономастики

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское "Дон", финно-угорские "Москва", "Волга" и т.д.).

Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

Историческая ономастика

В целом, ономастика дает ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (типа "Вышний Волочёк") позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т.д.

Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Оставить комментарий

Популярные новости